INVESTIGATION OF A FOCUS OF BRUCELLOSIS AMONG ANIMALS AND PEOPLE IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN



Cite item

Full Text

Open Access Open Access
Restricted Access Access granted
Restricted Access Subscription or Fee Access

Abstract

Over the past 3 years, the Russian Federation has seen an increase in the incidence of newly diagnosed brucellosis. The problem of brucellosis remains important in regions with developed livestock farming; however, cases of diseases in animals and humans can also be recorded in other regions of the country.

               The article describes an outbreak of brucellosis in a peasant farm in the Novosheshminsky municipal district of the Republic of Tatarstan, affecting 148 heads of cattle and 4 farm employees. The disease was caused by Brucella abortus. An analysis of maps of the epizootic and epidemiological survey of the outbreak, acts on the sanitary and epidemiological survey, and sanitary and hygienic characteristics of the working conditions of workers was carried out. Data from the case histories of 4 peasant farm workers with brucellosis are also presented.

               The most likely cause of the epizootic was the unauthorized import of cattle, and human diseases were caused by non-compliance with working conditions and personal protective measures for farm workers.

               Conclusion: Cases of brucellosis in our days are more often recorded in endemic areas. However, with defects in veterinary and sanitary control in any territory, epizootics are possible, which pose a serious danger both in terms of the damage they cause to the national economy and the possible infection of people, primarily belonging to professional risk groups. The disease does not have pathognomonic symptoms and can be suspected only if doctors are alert, evaluate the results of preliminary and periodic medical examinations with laboratory examinations of “at-risk” populations, and subject to a thorough collection of epidemiological history.

Full Text

АКТУАЛЬНОСТЬ

Бруцеллёз – одно из наиболее распространённых зоонозных заболеваний в мире [1]. Несмотря на многообразие профилактических и противоэпидемических мероприятий, разработанных в целях снижения заболеваемости, проблема бруцеллёза сохраняет актуальность, в особенности, в регионах с развитым животноводством. В последние 3 года в Российской Федерации отмечен рост заболеваемости впервые выявленным бруцеллезом. В 2022 г. зарегистрировано 467 случаев. Показатель заболеваемости бруцеллезом в 2022 году были выше среднемноголетних показателей за последние 10 лет на 23,1 %. В группе профессиональных заболеваний, обусловленных воздействием биологических факторов, бруцеллез занимает третье ранговое место (0,97 %) [1].

Наибольшее эпидемиологическое неблагополучие наблюдается в Дагестане, Пензенской области и Ставропольском крае. Республика Татарстан традиционно является благополучным по бруцеллезу регионом [1]. Случаи бруцеллеза в республике не регистрировались с 2011 г., когда на фоне эпизоотии в свиноводческом хозяйстве было выявлено 6 человек с клинико-лабораторными признаками бруцеллеза [2]. Долгосрочный прогноз развития эпидемиологической ситуации по бруцеллезу в Российской Федерации определяется совокупностью факторов, ключевым из которых остается неблагополучная эпизоотологическая обстановка по бруцеллезу в ряде субъектов Российской Федерации [1].

Летальные исходы при бруцеллезе встречаются редко и не превышают 1,5–3 % [3]. Клиническая актуальность бруцеллеза обусловлена, главным образом, высокой частотой перехода заболевания в хроническую форму с перспективой снижения качества жизни и потерей пациентами трудоспособностями в случае поражения опорно-двигательной, нервной, сердечно-сосудистой и других систем [4]. Чрезвычайно актуальна проблема несвоевременной диагностики заболевания, что связано с отсутствием настороженности врачей, особенно в регионах, не являющихся эндемичными по данному заболеванию, отсутствием патогномоничных симптомов заболевания и надежных методов диагностики [5].

 

ОПИСАНИЕ ОЧАГА

27 августа 2023 г. в адрес Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (далее – Управление) поступила информация из Главного управления ветеринарии Кабинета Министров РТ (ГУВ КМ РТ) о подозрении на бруцеллез крупного рогатого скота (КРС) на территории животноводческой фермы крестьянского (фермерского) хозяйства «С.» (КФХ «С.») у села Слобода Петропавловская Новошешминского района РТ. В связи с этим 31 августа 2023 г. Чистопольским территориальным отделом было проведено санитарно-эпидемиологическое обследование (расследование).

Было установлено, что КФХ «С.» функционирует со 2 марта 2011 г. и осуществляет деятельность по растениеводству и животноводству (производство молочной и мясной продукции). Всего в КФХ насчитывается 955 голов КРС. В соответствии с представленной документацией последняя партия животных в количестве 200 голов была завезена в КФХ в ноябре 2022 г. из Тукаевского района РТ. Последнее исследование КРС в количестве 364 голов на бруцеллез и лейкоз проведено 15 марта 2023 г.; выявлено 8 коров с лейкозом; они были отправлены на убой. Результаты серологических тестов на бруцеллез у животных были отрицательными. С апреля 2023 г. 356 голов КРС были переведены на выпас в «летний лагерь», расположенный около села Слобода Петропавловская Новошешминского района РТ. В «летнем лагере» у коров произошли выкидыши, в связи с чем по рекомендации ветеринарной службы 27.08.2023 г. были проведены внеплановые обследования животных на бруцеллез, а 1 сентября 2023 г. по результатам обследований в хозяйстве объявлен карантин по бруцеллезу.

Согласно карты эпизоотолого-эпидемиологического обследования очага зоонозного заболевания было обследовано 345 голов КРС. 14 сентября 2023 г. по результатам генотипирования возбудителя диагноз «Бруцеллез» был выставлен 148 животным. Была подтверждена инфекция, вызванная видом abortus. После установления диагноза в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 08.09.2020 года №533 коров перестали доить [5]. Больные животные были транспортированы на предприятие по убою скота в Республику Дагестан. Несмотря на то, что выпас животных КФХ «С.» и животных из частных подворьев совместно не осуществлялся, был организован отбор проб крови для исследования на бруцеллез КРС частных дворов. Больные животные в частных хозяйствах не были выявлены.

По результатам эпизоотического расследования было сделано заключение, что наиболее вероятной причиной вспышки заболевания в КФХ «С.» явился несанкционированный ввоз КРС без ветеринарных сопроводительных документов из неблагополучных по бруцеллезу субъектов Российской Федерации.

В КФХ работает 27 человек. В ходе расследования факт наличия контакта с больными животными был подтвержден для 11 сотрудников: 5 операторов машинного доения, 1 телятницы, 1 лаборанта, 3 скотников-пастухов, 1 механизатора. Сотрудники КФХ ранее не были привиты от бруцеллеза ввиду отсутствия эпидемических показаний, так как территория республики считалась благополучной. После установления карантина по бруцеллезу экстренная химиопрофилактика контактным с больным КРС не проводилась.

Все сотрудники КФХ, которые контактировали с больными особями КРС, были обследованы на бруцеллез, и 15.09.2023г. у 4 человек (2 скотника-пастуха, 1 доярка, 1 механизатор) были выявлены антитела к бруцеллам в реакции агглютинации Хеддельсона. Ранее они бруцеллезом не болели.

После общения с пострадавшими было установлено, что все они имели контакт с биологическими материалами животных.

В качестве наиболее вероятных путей заражения людей были обозначены следующие:

  • для скотников-пастухов - контактный (кормление, поение животных и уход за ними) или воздушно-пылевой путь (вдыхание фрагментов навоза, подстилки, контаминированных бруцеллами);
  • для доярки - контактный, реализовавшийся в процессе оказания помощи животным при отелах, в том числе при отделении последа. Было выявлено, что зачастую при этих манипуляциях доярка использовала резиновую перчатку только на одну руку, соответственно другой рукой (без перчатки) непроизвольно могла соприкасаться с шерстью или биологическими жидкостями животного;
  • для механизатора - контактный или воздушно-пылевой путь - при вывозе навоза из помещений.

Все заболевшие отрицали употребление в пищу молочных продуктов от животных, находившихся в данном хозяйстве.

При проведении санитарно-эпидемиологического обследования были выявлены следующие нарушения:

1) Согласно СанПин 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» [6] в благополучных по бруцеллезу хозяйствах периодические медицинские осмотры работников должны проводиться с частотой 1 раз в год, а лабораторные обследования работников на бруцеллез - 1 раз в 2 года. В данном хозяйстве лабораторное обследование работников не проводилось никогда, а периодические медицинские осмотры не проводились уже в течение нескольких лет;

2) Рабочие не обеспечены средствами индивидуальной защиты (резиновые перчатки, нарукавники, клеенчатые фартуки, специальная обувь);

3) Отсутствовали гардеробные для раздельного хранения личной и специальной одежды, на период «летнего лагеря коров» для сотрудников не были предоставлены помещения для переодевания в рабочую одежду (доярки переодевались в помещении для хранения доильных аппаратов);

4) Не организована централизованная стирка рабочей одежды сотрудников;

5) Доильные аппараты и руки персонала обрабатываются в одной моечной ванне; при этом дезинфицирующие средства отсутствуют.

Для уточнения диагноза и лечения, выявленные серопозитивные лица, были госпитализированы в Республиканскую клиническую инфекционную больницу имени профессора А. Ф. Агафонова (г. Казань), где они находились с 26 сентября по 4 октября 2023 года. При поступлении все пациенты отмечали общую слабость, вялость, быструю утомляемость, у 3-х больных были эпизоды субфебрильной температуры в течение 7 дней. При физикальном и ультразвуковом обследовании у всех пациентов выявлен незначительный гепатолиенальный синдром (увеличение печени и/или селезенки на 1-2 см от референтных показателей). Из сопутствующих заболеваний отмечены: хронический гастродуоденит, рефлюкс-эзофагит - у 3 пациентов (75%), хронический панкреатит у 2 пациентов (50%), гипертоническая болезнь – у 1 пациента. В анамнезе у 1 человека отмечалась железодефицитная анемия, у одного - перенесенный ранее туберкулез легких.

Проведено лабораторное обследование пациентов с использованием биохимических методов и комплекса серологических методов исследования согласно Клиническим рекомендациям [7].

Диагноз острого бруцеллеза был подтвержден обнаружением Ig М к возбудителю бруцеллеза с коэффициентом позитивности от 1,1 до 7,5, Ig G с коэффициентом позитивности от 1,5 до 7,1 в реакции иммуноферментного анализа (ИФА). У всех пациентов выявлены резко положительные результаты в реакции агглютинации Хеддельсона. Результаты реакции агглютинации Райта были положительны (в титре антител 1/200) - у 2 пациентов (50%) и резко положительны (в титре антител1/400) - у 2 пациентов (50%) (диагностический титр составляет 1/100 и выше [7]).

Все показатели общего анализа крови соответствовали возрастным нормам. В биохимическом анализе крови у 2 пациентов (50%) выявили повышение аланинаминотрансферазы и аспартатаминотрансферазы в 1,5- 2 раза выше верхней границы нормы.

На основании клинико-эпидемиологических и лабораторно-инструментальных данных всем работникам фермерского хозяйства был выставлен клинический диагноз: Острый бруцеллез.

В качестве этиотропной антибактериальной терапии согласно клиническим рекомендациям [7] пациентам была назначена комбинация препаратов широкого спектра действия: доксициклин по 100 мг в сутки и рифампицин по 300 мг 2 раза в день per os. Двум пациентам с целью дезинтоксикации были проведены инфузии реамберина.

Пациенты были выписаны через 9 дней с клиническим улучшением и рекомендациями продолжить этиотропную терапию в назначенной дозе до 6 недель под наблюдением терапевта и врача-инфекциониста по месту жительства. Была рекомендована консультация врача-профпатолога на основании извещения об установлении предварительного диагноза профессионального заболевания, полученного от медицинской организации - РКИБ [8].

 

ОБСУЖДЕНИЕ

Республика Татарстан не является эндемичным по бруцеллезу регионом, в связи с чем вакцинация животных от данного заболевания не проводится. Тем не менее, практика показывает, что ни один регион не застрахован от вспышек бруцеллеза. Эпизоотические вспышки бруцеллеза с последующими заболеваниями людей на относительно благополучных по бруцеллезу территориях могут быть связаны с несанкционированным завозом больного бруцеллезом скота, что, по всей вероятности, и имело место быть в данном случае. С учетом того, что выкидыши у коров как правило случаются через 7-8 месяцев после инфицирования, несанкционированный завоз скота, по всей вероятности, произошел в январе –феврале 2023г. Очаг бруцеллеза на территории РТ сформировался через 12 лет после регистрации последнего случая бруцеллеза среди животных и людей.

 В ходе эпидемиологического расследования установлен контакт пациентов с больными животными на производстве (на территории КФХ), т.е. все случаи заболевания носили профессиональный характер. Заболевание людей могло произойти в результате непосредственного контакта людей с больными бруцеллезом животными либо контактов с объектами обустройства комплекса, орудиями труда, ветеринарным инструментарием, контаминированными бруцеллами. Заражению способствовали несоблюдение условий труда и мер индивидуальной защиты; сотрудники крестьянского хозяйства не были обеспечены средствами индивидуальной защиты, должным образом не была организована работа гардеробных, моечных, выявлены огрехи в проведении дезинфекции, не проводились должным образом медицинские осмотры.

Известно, что бруцеллез не имеет патогномоничных симптомов и зачастую маскируется под другие инфекционные и неинфекционные заболевания, что, при отсутствии у врачей настороженности, делает маловероятной своевременную диагностику заболевания [5]. У всех 4 больных отмечали течение острого бруцеллеза со слабо выраженными симптомами интоксикации, гепатолиенальным синдромом и иногда – незначительным цитолизом, с положительными результатами специфических серологических реакций (ИФА с определением антител класса Ig M и Ig G, реакции агглютинации Райта, Хеддельсона). Активных жалоб больные не предъявляли. Заболевание протекало не тяжело и, в отсутствие эпидемиологических данных, заподозрить у них бруцеллез было бы весьма сложно. Это подтверждает необходимость проведения регулярных медицинских осмотров работников сферы животноводства, включающих лабораторное обследование на бруцеллез и важность тщательного сбора эпидемиологического анамнеза у любого человека с подозрением на инфекционное заболевание. Отсутствие регулярных медицинских осмотров, помимо всего прочего, делает затруднительным установление срока заражения работников и, соответственно, постановки корректного диагноза с определением тактики лечения и диспансерного наблюдения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Случаи бруцеллеза в современных условиях чаще регистрируются в эндемичных местностях; тем не менее, при дефектах ветеринарно-санитарного контроля на любых территориях возможны эпизоотии, представляющие серьезную опасность как в плане экономического ущерба народному хозяйству, так и возможного заражения людей, в первую очередь принадлежащих к профессиональным группам риска. Заболевание не имеет патогномоничных симптомов и может быть заподозрено лишь при наличии настороженности врачей и при условии тщательного сбора эпидемиологического анамнеза. Для своевременного выявления заболевания важно недопущение погрешностей в организации проведения своевременных периодических медицинских осмотров и лабораторных обследований лиц, профессиональная деятельность которых связана с работой животными.

×

About the authors

Olga Nazarova

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Kazan State Medical University” of the Ministry of Health of the Russian Federation, Kazan, Russia

Author for correspondence.
Email: nazarovaoa76@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9655-9316
SPIN-code: 4572-1180

к.м.н., доцент кафедры эпидемиологии и доказательной медицины ФГБОУ ВО "Казанский ГМУ" МЗ РФ

Russian Federation, г.Казань, 420012, ул.Бутлерова, дом 48

References

  1. State Report “O sostojanii sanitarno-jepidemiologicheskogo blagopoluchija naselenija v Rossijskoj Federacii v 2022 godu»”. Available from: https://www.rospotrebnadzor.ru/ documents/details.php? ELEMENT_ID=25076 (In Russ).
  2. rpn.tatarstan.ru [Internet] Department of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in the Republic of Tatarstan (Tatarstan) [cited 12 Feb 2024]. Available from: https://16.rospotrebnadzor.ru/c/journal/view_article_content?groupId=10156&articleId=119035&version=1.0 (In Russ).
  3. Onishchenko G.G., Kulichenko A.N., editors. Brucellosis. The current state of the problem. Stavropol, 2019. 336 р. (In Russ).
  4. Kasimov I.A., Farmanova M.A., Zainiddinova M.B. The current state of the problem of brucellosis: epidemiology, pathogenesis. Doktor axborotnomasi. 2021; 1(98): 134–42. doi: https://doi.org/10.38095/2181-466X-2021981-134-142 (In Russ).
  5. Shahmardanov M.Z., Nikiforov V.V., Terjoshkin N.A., Shahmardanov Sh.Je., Skrjabina A.A., Tomilin Ju.N. Subacute brucellosis: a case from practice. Epidemiology and infectious diseases. 2023; 28(2): 128–33. doi: 10.17816/EID320928 (In Russ).
  6. Order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation of September 8, 2020;
  7. N 533 “Ob utverzhdenii Veterinarnyh pravil osushhestvlenija profilakticheskih, diagnosticheskih, ogranichitel'nyh i inyh meroprijatij, ustanovlenija i otmeny karantina i inyh ogranichenij, napravlennyh na predotvrashhenie rasprostranenija i likvidaciju ochagov brucelleza (vkljuchaja infekcionnyj jepididimit baranov)”. Available from: https://base.garant.ru/74637128/ (In Russ).
  8. SanPiN 3.3686-21. Sanitaryan depidemiological requirements for the prevention of infectious diseases. Approved: by the resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation of January 28, 2021; N 4. Available from: https://base.garant.ru/400342149/
  9. Clinical recommendations (ICD 10: A23). Brucellosis in adults. Year of approval 2019. Available from: https://edu.nmrc.ru/wp-content/uploads/2019/12/kr_brucellez-1.pdf Accessed: Feb 14, 2024
  10. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of May 28, 2001, N 176 “O sovershenstvovanii sistemy rassledovanija i ucheta professional'nyh zabolevanij v Rossijskoj Federacii (s izmenenijami i dopolnenijami)”. Available from: https://base.garant.ru/4177627/
  11. (In Russ).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) Eco-vector



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: 014448 от 08.02.1996
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ФС 77 - 80652 от 15.03.2021
.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies